1. У торговой площадки нет миссии делать из продавца бренд
Основная цель любого маркетплейса — обеспечить стабильный рост GMV (gross merchandise value). Общая сумма продаж товаров (GMV) через маркетплейс за определенный период — тайна за семью печатями! Торговой площадке совершенно все равно, как выполнять план по этим трем буквам.
GMV вообще стоит вне зависимости от того, кто продавец и какая у него прибыль. А значит, любые долгосрочные инвестиции в узнаваемость или ценностное предложение со стороны селлеров просто не встраиваются в архитектуру площадки.
Маркетплейсы соперничают друг с другом именно по GMV. Им важно: а) чтобы у них покупали как можно больше товаров и б) как можно быстрее.
Чтобы оборот рос, они делают для этого все:
- стимулируют скидки
- продвигают «горящие» предложения
- пушат продавцов на участие в акциях
Ваша прибыль или бренд им до лампочки. Только об этом они вам не скажут…
2. Маркетплейс зарабатывает на объеме, а не на успехе отдельного магазина
Чем больше транзакций делает продавец, тем чаще он платит комиссию площадке. Даже если маржа нулевая. Да хоть вообще отрицательная.
Ставка на много-много-много продаж культивируется на уровне платформы, не отдельного бренда. Про интересы продавца вспоминают в последнюю очередь. Лояльность выстраивается к маркетплейсу, а не к какому-то конкретному магазину.
Клиент больше запомнит «Ozon привез быстро» или «на Wildberries всегда есть скидки», но не вспомнит, у кого конкретно покупал кроссовки. Обидно, да?
3. Для маркетплейсов продавцы – взаимозаменяемые узлы в экосистеме
Завтра один уйдет, на его место придут пятеро. Зачем трепетно растить кого-то индивидуально, если проще поддерживать систему, в которой все равноважны, хоть и временно?
Вдвойне досаднее, что ритейлер подчиняется подобной логике платформы сам. И крайне обидно, что он — собственноручно — отказывается от самоидентичности. Причем, даже не всегда понимая это. Тупо становится «складской единицей», а не вожделенным брендом.
Вместо построения доверия подсаживает покупателя на иглу скидок. Вместо долгосрочной ценности — гонка за краткосрочной метрикой. Да к тому же еще и чуждой его личным экономическим интересам.